Plantigrade machine

Muse­ums and archives

Mech­a­nism is stored in the Poly­tech­nic Museum (Moscow, Rus­sia); fund repos­i­tory, PM № 19472.

Two rough wooden mod­els of the machine (with Tcheby­shev’s marks) are stored at the The­o­ret­i­cal and Applied Mechan­ics Depart­ment of the Saint Peters­burg State Uni­ver­sity (Rus­sia).


Orig­i­nal papers by Tcheby­shev

On trans­for­ma­tion of rotary move­ment into move­ment along some lines using joined sys­tems / After: The com­plete works of P. L. Tcheby­shev. Vol. IV. The­ory of mech­a­nisms. — Moscow-Leningrad: AS USSR. 1948. P. 161–166. (Russ­ian)


Research

I. I. Arto­bolevsky, N. I. Lev­it­sky. Tcheby­shev's Mech­a­nisms / In: P. L. Tcheby­shev’s Sci­en­tific Her­itage. Iss. 2. The­ory of mech­a­nisms. — Moscow-Leningrad: AS USSR. 1945. P. 52–54. (Russ­ian)

I. I. Arto­bolevsky, N. I. Lev­it­sky. Mod­els of mech­a­nisms of P. L. Tcheby­shev / In: The com­plete works of P. L. Tcheby­shev. Vol. IV. The­ory of mech­a­nisms. — Moscow-Leningrad: AS USSR. 1948. P. 227–228. (Russ­ian)


Other sources

Planti­grade Machine (In metal)

Tcheby­shev’s Planti­grade machine. Vsemir­naya Illus­trat­sia (World Illus­tra­tion). 1886. № 889. P. 100. (Russ­ian)

A let­ter of the 9th Feb­ru­ary 1889 from the direc­tor of the National Con­ser­va­tory of Arts and Crafts (Con­ser­va­toire National des Arts et Métiers) to P. L. Tcheby­shev (about the dona­tion of the engrav­ing rep­re­sent­ing Planti­grade machine; In french; Archive of the RAS, fonds 505, opis 1, № 107).

The engrav­ing of a planti­grade machine (stored in the Musée des arts et métiers du Con­ser­va­toire national des arts et métiers; Paris, France); CNAM № 10475-0000.


Descrip­tion

Since James Watt invented the steam engine there has been a prob­lem to build a hinge mech­a­nism that trans­form cir­cu­lar motion to lin­ear.

A great Russ­ian math­e­mati­cian Pafnu­tiy Lvovich Tcheby­shev couldn't solve the ini­tial prob­lem, but inves­ti­gat­ing it he devel­oped a the­ory of approx­i­ma­tion and of mech­a­nism syn­the­sis. Apply­ing the lat­ter he could choose the para­me­ters of a lambda-mech­a­nism so that… Well, we'll talk about it below.

Two fixed red hinges, three edges of the same length. As it looks like the greek let­ter lambda, this mech­a­nism was named after it. The loose gray hinge of the lit­tle dri­ving edge turns around form­ing a cir­cle while the slave blue hinge has a tra­jec­tory that looks like a mush­room's cap.

Put on the cir­cle of the dri­ving hinge marks at reg­u­lar inter­vals and the cor­re­spond­ing marks on the tra­jec­tory of the slave one.

The lower part of the «cap» cor­re­sponds exactly to a half of the period of the dri­ving hinge's motion. At the same time, the lower part of the blue curve doesn't dif­fer much from a straight lin­ear motion (the dif­fer­ence is less that a per­cent of the short dri­ving edge length).

What else does this blue tra­jec­tory look like? Pafnu­tiy Lvovich could see sim­i­lar­ity with the horse hoof's motion tra­jec­tory!

Let's attach a mir­ror copy of the two-leg part we've already made. Addi­tional links coor­di­nate the phases of rota­tion and a com­mon plat­form con­nects the axes. As they say in mechan­ics, we've got a kine­mat­i­cal scheme of the first walk­ing machine in the world.

Being a pro­fes­sor in Saint-Peters­burg uni­ver­sity, Pafnu­tiy Lvovich spent most part of his salary on con­struc­tion of the mech­a­nisms he invented. He built the described one «in wood and steel» and called it a «Planti­grade machine». The first walk­ing machine in the world invented by a Russ­ian math­e­mati­cian was greatly approved dur­ing the Wold exhi­bi­tion in Paris, 1878.

Thanks to the Poly­tech­nic Museum of Moscow that pre­served the Tcheby­shev's orig­i­nal and let «Math­e­mat­i­cal etudes» mea­sure it, we have an oppor­tu­nity to see in action an exact 3D-model of a planti­grade machine of Pafnu­tiy Lvovich Tcheby­shev.


Model

Geo­met­ric 3D model by Math­e­mat­i­cal Etudes.


All Mechanisms

Reconstruction
Reconstruction
Reconstruction
Original model dimensions
Model by Tchebyshev (Polytechnic Museum)
Draft model by Tchebyshev
Draft model by Tchebyshev
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Kinematic scheme
Название

Стопоходящая машина

Пер­вая в мире шагающая машина, экс­по­ни­ро­вавша­яся на Все­мир­ной выставке в Париже в 1878 году.


Музеи и архивы

Меха­низм хра­нится в Поли­тех­ни­че­ском музее (г. Москва); отдел Авто­ма­тики; ПМ № 19472.

Две дере­вян­ные чер­но­вые модели стопо­хо­дящей машины с помет­ками П. Л. Чебышева хра­нятся на кафедре «Тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной меха­ники» Санкт-Петер­бург­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета.


Выставки

Все­мир­ная выставка в Париже, 1878 г.


Ориги­наль­ные ста­тьи П. Л. Чебышева

О пре­об­ра­зо­ва­нии враща­тель­ного движе­ния в движе­ние по неко­то­рым линиям при помощи сочле­нён­ных систем / По кн.: Пол­ное собра­ние сочи­не­ний П. Л. Чебышева. Том IV. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 161–166.


Иссле­до­ва­ния

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Меха­низмы П. Л. Чебышева / В кн.: Науч­ное насле­дие П. Л. Чебышева. Вып. II. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1945. С. 52–54.

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Модели меха­низмов П. Л. Чебышева / В кн.: Пол­ное собра­ние сочи­не­ний П. Л. Чебышева. Том IV. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 227–228.


Другие мате­ри­алы

Стопо­хо­дящая машина, желез­ная модель

Ходящая машина про­фес­сора П. Л. Чебышева // Все­мир­ная иллю­страция. 1886. № 889. С. 100.

Письмо дирек­тора Conservatoire national des arts et métiers П. Л. Чебышеву от 9 фев­раля 1889 г. (о пере­даче в CNAM гра­вюры стопо­хо­дящей машины; фр.; Архив РАН, фонд 505, опись 1, № 107).

Гра­вюра с изоб­раже­нием стопо­хо­дящей машины, хра­няща­яся в Musée des arts et métiers du Conservatoire national des arts et métiers (Париж, Франция); CNAM № 10475-0000.


Опи­са­ние

Со времен изоб­ре­те­ния Джейм­сом Уат­том паро­вой машины сто­яла задача постро­е­ния шар­нир­ного меха­низма, пере­во­дящего движе­ние по окруж­но­сти в прямо­ли­ней­ное движе­ние.

Вели­кий рус­ский матема­тик Паф­ну­тий Льво­вич Чебышев не смог точно решить изна­чаль­ную задачу, однако, иссле­дуя её, раз­ра­бо­тал тео­рию при­ближе­ния функций и тео­рию син­теза меха­низмов. Исполь­зуя послед­нюю, он подо­брал размеры лямбда-меха­низма так, чтобы… Но об этом чуть ниже.

Два непо­движ­ных крас­ных шар­нира, три звена имеют оди­на­ко­вую длину. Из-за сво­его вида, похожего на гре­че­скую букву лямбда, этот меха­низм и полу­чил свое назва­ние. Неза­креп­лён­ный серый шар­нир маленького ведущего звена враща­ется по окруж­но­сти, при этом ведомый синий шар­нир опи­сы­вает тра­ек­то­рию, похожую на профиль шляпки белого гриба.

Рас­ста­вим на окруж­но­сти, по кото­рой рав­но­мерно враща­ется ведущий шар­нир, метки через рав­ные промежутки времени и соот­вет­ствующие им метки на тра­ек­то­рии сво­бод­ного шар­нира.

Ниж­нему краю «шляпки» соот­вет­ствует ровно поло­вина времени движе­ния ведущего звена по окруж­но­сти. При этом ниж­няя часть синей тра­ек­то­рии очень мало отли­ча­ется от движе­ния строго по прямой (укло­не­ние от прямой на этом участке состав­ляет доли процента от длины корот­кого ведущего звена).

На что же еще, кроме шляпки гриба, похожа синяя тра­ек­то­рия? Паф­ну­тий Льво­вич уви­дел сход­ство с тра­ек­то­рией движе­ния копыта лошади!

При­де­лаем к лямбда-меха­низму «ногу» со сто­пой. При­крепим к тем же непо­движ­ным осям в про­ти­вопо­лож­ной фазе еще одну такую же. Для устой­чи­во­сти доба­вим зер­каль­ную копию уже постро­ен­ной дву­но­гой части меха­низма. Допол­ни­тель­ными зве­ньями согла­со­вы­вают их фазы враще­ния, а общей платформой соеди­няются оси меха­низма. Мы полу­чили, как гово­рят в меха­нике, кинема­ти­че­скую схему пер­вого в мире шагающего меха­низма.

Паф­ну­тий Льво­вич Чебышев, будучи про­фес­со­ром Санкт-Петер­бург­ского уни­вер­си­тета, большую часть сво­его жало­ва­ния тра­тил на изго­тов­ле­ние при­думан­ных меха­низмов. Он вопло­тил опи­сан­ный меха­низм «в дереве и железе» и назвал его «Стопо­хо­дящая машина». Этот пер­вый в мире шагающий меха­низм, изоб­ре­тен­ный рос­сийским матема­ти­ком, полу­чил все­общее одоб­ре­ние на Все­мир­ной выставке в Париже 1878 года.

Благо­даря Поли­тех­ни­че­скому музею г. Москвы, сохра­нившему чебышев­ский ориги­нал и предо­ста­вившему возмож­ность «Матема­ти­че­ским этю­дам» обме­рить его, у нас есть возмож­ность уви­деть в движе­нии точ­ную 3D-модель стопо­хо­дящей машины Паф­ну­тия Льво­вича Чебышева.


Модель меха­низма

Геомет­ри­че­ская модель, создан­ная про­ек­том «Матема­ти­че­ские этюды».


Все механизмы

Реконструкция
Реконструкция
Реконструкция
Размеры оригинальной модели
Модель Чебышева (Политехнический музей)
Черновая модель Чебышева (Музей истории СПбГУ)
Черновая модель Чебышева (Музей истории СПбГУ)
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Название