Приближённое прямило

Выставки

Выставка в Лон­доне, 1876 г.


Ориги­наль­ные ста­тьи П. Л. Чебышева

О про­стейшей суста­воч­ной системе, достав­ляющей движе­ния, симмет­рич­ные около оси / По кн.: Пол­ное собра­ние сочи­не­ний П. Л. Чебышева. Том IV. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 167–211.


Иссле­до­ва­ния

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Меха­низмы П. Л. Чебышева / В кн.: Науч­ное насле­дие П. Л. Чебышева. Вып. II. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1945. С. 50-52.


Опи­са­ние

Направ­ляющими назы­ваются меха­низмы, в кото­рых при движе­нии одной точки по окруж­но­сти или по дуге окруж­но­сти, неко­то­рая другая точка движется по прямой. Задача об изыс­ка­нии направ­ляющих меха­низмов была уста­нов­лена Ват­том, кото­рый, усо­вершен­ствуя паро­вую машину, встре­тился с необ­хо­димо­стью пере­дать прямо­ли­ней­ное движе­ние головки порш­не­вого штока концу коромысла, кото­рый движется по дуге окруж­но­сти. В насто­ящее время [конец XIX века — ред. cайта] паро­вые машины устра­и­ваются без коромысла; головка порш­не­вого штока удержи­ва­ется на прямой линии салаз­ками, и это прямо­ли­ней­ное движе­ние пре­об­ра­зу­ется во враща­тель­ное движе­ние махо­вого колеса про­сто шату­ном. Тем не менее, про­должавша­яся почти в тече­ние века погоня за изоб­ре­те­нием наи­бо­лее совершен­ного направ­ляющего меха­низма имела гро­мад­ное зна­че­ние в исто­рии раз­ви­тия тео­рии меха­низмов; иссле­до­ва­ния, сде­лан­ные в этом направ­ле­нии, внесли яркий свет в понима­ние зако­нов пере­дачи движе­ния. Направ­ляющие меха­низмы под­раз­де­ляются на точ­ные и при­ближен­ные.

Непре­рыв­ный транс­форма­тор Чебышева [при­ближён­ное прямило — ред. cайта] — заме­ча­тель­нейший из всех направ­ляющих меха­низмов, потому что, состоя только из трех подвиж­ных частей, не нуж­да­ется, для пре­об­ра­зо­ва­ния непре­рыв­ного враще­ния (а не коле­ба­ния только) в прямо­ли­ней­ное движе­ние, в при­бав­ле­нии кри­вошипа и шатуна, так как в этом заме­ча­тель­ном меха­низме непре­рыв­ное враще­ние ведущего стержня около шар­нира непо­сред­ственно пре­об­ра­зу­ется в поступа­тель­ное движе­ние другого шар­нира, весьма мало укло­няюще­еся от прямо­ли­ней­ного и совершающе­еся взад и впе­ред.

Hико­лай Бори­со­вич Делоне. (Энцик­лопе­дия Брокгауза и Ефрона, 1889).

Укло­не­ние шатун­ной кри­вой от прямой можно уменьшать, изме­не­няя параметры меха­низма. Однако при этом будет уменьшаться и длина хода ведомого шар­нира. Но это про­ис­хо­дит мед­лен­нее, чем уменьше­ние откло­не­ния от прямой, поэтому для прак­ти­че­ских задач можно подо­брать удо­вле­тво­ри­тель­ные параметры.

При­ближён­ное прямило и его шатун­ная кри­вая выбраны лого­типом всего про­екта «Меха­низмы П. Л. Чебышева».


Все механизмы

Кинематическая схема
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Название