Уклонение шатунной кривой от прямой можно уменьшать, измененяя параметры механизма. Однако при этом будет уменьшаться и длина хода ведомого шарнира. Но это происходит медленнее, чем уменьшение отклонения от прямой, поэтому для практических задач можно подобрать удовлетворительные параметры.
Приближённое прямило и его шатунная кривая выбраны логотипом всего проекта «Механизмы П. Л. Чебышева».
Выставка в Лондоне, 1876 г.
О простейшей суставочной системе, доставляющей движения, симметричные около оси / По кн.: Полное собрание сочинений П. Л. Чебышева. Том IV. Теория механизмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 167–211.
И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский. Механизмы П. Л. Чебышева / В кн.: Научное наследие П. Л. Чебышева. Вып. II. Теория механизмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1945. С. 50-52.
Направляющими называются механизмы, в которых при движении одной точки по окружности или по дуге окружности, некоторая другая точка движется по прямой. Задача об изыскании направляющих механизмов была установлена Ваттом, который, усовершенствуя паровую машину, встретился с необходимостью передать прямолинейное движение головки поршневого штока концу коромысла, который движется по дуге окружности. В настоящее время [конец XIX века — ред. cайта] паровые машины устраиваются без коромысла; головка поршневого штока удерживается на прямой линии салазками, и это прямолинейное движение преобразуется во вращательное движение махового колеса просто шатуном. Тем не менее, продолжавшаяся почти в течение века погоня за изобретением наиболее совершенного направляющего механизма имела громадное значение в истории развития теории механизмов; исследования, сделанные в этом направлении, внесли яркий свет в понимание законов передачи движения. Направляющие механизмы подразделяются на точные и приближённые.
Непрерывный трансформатор Чебышева [приближённое прямило — ред. cайта] — замечательнейший из всех направляющих механизмов, потому что, состоя только из трёх подвижных частей, не нуждается, для преобразования непрерывного вращения (а не колебания только) в прямолинейное движение, в прибавлении кривошипа и шатуна, так как в этом замечательном механизме непрерывное вращение ведущего стержня около шарнира непосредственно преобразуется в поступательное движение другого шарнира, весьма мало уклоняющееся от прямолинейного и совершающееся взад и вперёд.
Hиколай Борисович Делоне
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 1889.